Развод произошел. Пережиты полные напряжения дни перед разводом, пережита и формальная процедура развода. Все! Отныне два человека, некогда соединившиеся самыми тесными узами, стали друг для друга чужими. Что же изменилось в их жизни? К лучшему или к худшему поведет каждого из них этот крутой поворот судьбы?

Несомненно, есть случаи, когда развод оправдан. Кто осмелится сказать, что не права женщина, не пожелавшая мириться с мужем-алкоголиком? Он не только перестал быть опорой семьи, он сделался ее позором и несчастьем, он создает атмосферу, губительную для детей: его невозможно ни любить, ни уважать. И расставание с таким мужем приносит облегчение. По крайней мере женщине…

Бывает, что брак оказался в тягость обоим супругам, что семья, по существу, не состоялась, и тогда развод лишь юридически подтверждает фактическое положение вещей. В общем, возможны ситуации, когда «хирургический метод» становится предпочтительным и даже необходимым. Но всегда ли это так? Нет. Часто ли? Тоже нет. Отрицательно ответить на эти вопросы позволяют результаты специальных исследований, проведенных в Москве, Санкт Петербурге, Ростове на доне, Екатеринбурге и Казани, и городов.

развод

Статистика показала, что развод происходит по инициативе преимущественно женщин. Так, по данным московского исследователя Д. М. Чечота. 70% бракоразводных дел возбуждены по просьбе жен.

Характерно сравнение: в США женщины возбуждают бракоразводные дела лишь в 15% случаев, а в 85 инициатор развода — мужчина. Что вынуждает американскую женщину быть более пассивной? Конечно, материальная зависимость от мужа. Устроиться на работу, оплачивать квартиру обеспечить необходимый жизненный уровень себе и детям ей очень трудно. И она терпит и то, чего бы терпеть не хотела.

Российская женщина, экономически независимая, имеющая равные с мужем права и возможности, не хочет мириться с его плохим характером, с супружеской неверностью, недостаточным вниманием к себе, с различными другими обстоятельствами, омрачающими супружескую жизнь. И она действует решительно. Подчас слишком решительно!

Наибольшую активность в возбуждении бракоразводных дел проявляют женщины молодые. И, конечно, они хотят развестись не для того, чтобы всю жизнь провести в одиночестве. Они мечтают создать новую семью, найти другого мужа — любящего, преданного, нежного…

Увы, эта мечта сбывается не у всех! По данным исследователей ООН в повторный брак вступает лишь около половины разведенных женщин, причем первую очередь бездетные. Возможности вступления в повторный брак для женщины, имеющей детей, более проблематичны. И не только потому, что многие мужчины рассматривают чужих детей как нежелательную обузу. Иногда сама женщина останавливается перед повторным замужеством, видя негативное к нему отношение своего ребенка. Если маленькие дети обычно очень хотят иметь папу и радостно встречают появившегося в доме мужчину, то дети постарше нередко резко противятся этому. И мать уступает…

Разведенная женщина часто остается одинокой и одна растит ребенка. О недостатках такого одностороннего воспитания уже сказано много. Но мало сказано о трудностях женщин о ее моральном ущербе, о горечи тех дней, когда ей заново придется привыкать к одиночеству — ведь когда дети станут подростками, а потом и взрослыми людьми, у них появятся свои интересы, свои компании. И, к сожалению, многие ради матери ни от чего не отказываются.

Хочется напомнить женщинам, спешащим в силу своей повышенной эмоциональности, импульсивности написать заявление о разводе, мудрые слова: « … вовсе не трудно смекнуть, что признание свободы от мужей не есть приглашение всем женщинам уходить!»

развод

Супружеская жизнь — творческий процесс, у нее два автора. И надо видеть не только ошибки другого, но и свои собственные, спрашивать не только с него, но и с себя.

Самокритичность в личных взаимоотношениях — достаточно редкое качество. Когда речь идет об эмоциональных ценностях, человеку бывает трудно приглушить голос своего «я». И, надо сказать, что мужчины на это способны не больше, чем женщины.

Именно пытаясь отстоять свою, действительно или мнимой стесненную свободу, мужчина подчас легко идет на развод. Если он и не произносит первым это слово, то и не возражает против такой постановки вопроса.
Что он выигрывает? Свою холостяцкую вольницу, Что теряет?

Семейную жизнь, налаженный быт, близость с детьми.

Хотя возможности вступить в повторный брак у разведенных мужчин гораздо выше, чем у женщин, все-таки около 50% из них не могут найти себе новую спутницу жизни и остаются одинокими. А это означает моральный ущерб, угрозу здоровью, наконец, чисто бытовые трудности.

Как правило, дети после развода остаются с матерью. И очень часто женщина, сохранив враждебность к бывшему мужу, настраивает против него и детей, запрещает ему видеться с ними. Но даже тогда, когда супруги сохраняют после развода доброжелательные отношения и мать понимает, что мужчина, с который она разошлась, став ее бывшим мужем, не становится «бывшим отцом» положение все равно остается сложным. Встречаясь с ребенком эпизодически, не принимая постоянного, повседневного участия в его воспитании, отец не знает его проблем, ориентир в подходе к нему испытывает трудности общения. И наибольший после разводный стресс возникает у мужчин именно в связи с ограниченными возможностями видеть своих детей, влиять на них оставаться для них авторитетными и любимыми.

Всегда считалось, что женщина переносит одиночество тяжелее, чем мужчина. Однако, как показывают исследования последнего времени, мужчины одиночество переживают острее, и брачный союз им еще нужнее, чем женщинам. Американские исследователи установили, например, что в больницы попадает в 10 раз больше неженатых мужчин, чем женатых, смертность у первых в три раза выше, чем у вторых. Поистине, дорогая цена одиночества!

развод

А теперь рассмотрим положение детей — главных жертв той «микросоциальной аварии», какой является развод.

Часто спорят, что хуже для ребенка — расти в конфликтующий семье и быть постоянным свидетелем родительских ссор и ниже остаться без одного из родителей? Ответить сложно: на каких весах взвесить все и явных, и потаенных детских реакций? Ясно, что плохо и то, и другое. И все-таки вспомним народную мудрость, утверждающую, что худой мир лучше доброй ссоры.

Дети болезненно реагируют на распад семьи. Ребенку необходимы мать и отец, он тянется к обоим родителям. И этим наглядно подтверждает выводы современной педагогики о необходимости сочетанного мужского и женского воспитания.

Наблюдения психологов показали, что особенно остро переживают уход отца 5 — 7 летние дети, прежде всего мальчики. Девочки же острее всего переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет, в период интенсивного эмоционального развития.

Жизнь в неполной семье неизбежно накладывает печать на формирование личности ребенка. Давно отмечено, что дети, растущие без отца, чаще относятся к категории «трудных». Среди них больше отстающих в учебе, конфликтующих с педагогами и товарищами совершающих правонарушения.

Возможен и другой вариант: когда мать, бабушка, дедушка, стремясь компенсировать отсутствие отца, затаскивают, изнеживают ребенка, и он вырастает плохо приспособленным к жизни, безынициативным, эгоцентричным.

Установлено также, что дети разведенных родителей, став взрослыми, сами разводятся чаще, чем выросшие в полных семьях. И выходит, что разведенные супруги ставят под удар не только своих детей, но и будущих внуков.

Наше общество не может оставаться равнодушным к людским судьбам.
Ответственность за прочность семьи, чувство долга перед семьей воспитываются с детства, подкрепляются всей жизненно практикой человека. Но нам представляется, что еще не поздно даже в самый острый момент, когда подано заявление о разводе дать человеку возможность одуматься, оказать ему реальную помощь.

Не секрет, что среди множества дел, которыми занимаются народные суды, бракоразводные не считаются обычно серьезным и важными. Нередко их собирают сразу по нескольку и быстр «пропускают». При этом исследовательская роль суда сводится минимуму. А разве не должна она в этом случае быть доминирующей?

Разводящиеся супруги обычно выдвигают на суде такие мотива развода, которые кажутся им наиболее убедительными, приемлемыми в глазах общественного мнения, а истинные причины остаются неизвестными суду. Более того, нередко и сами супруги не осознают их до конца. Между тем анализ этих причин показывает, что они во многих случаях вполне устранимы.

Поэтому казалось бы целесообразным подумать над тем, не стоит ли создать специальные суды для ведения бракоразводных дел или в крайнем случае проводить специальную подготовку судей, продумывать подбор народных заседателей для таки процессов.

О том, что предварительная «психологическая помощь» может сыграть огромную профилактическую роль, говорит уже накопленный опыт. Там, где с супругами, которые намерены разводиться, беседуют психолог, юрист, сексопатолог, удаётся подсказать конструктивные пути укрепления семьи. И около 40% конфликтующих супругов забирают назад свои заявления разводе.

Могут возразить: зачем все это? Неужели кто-то со стороны способен повлиять на решение двух взрослых людей?! Выходит что может.

И то, что многие разведенные впоследствии начинают считать свой развод ошибкой — тоже факт. В проведенном нами исследовании на вопрос «Жалеете ли вы о распаде первого брака? утвердительно ответили 45% мужчин и 34% женщин. Аналогичное социологическое исследование проводилось в Волгодонске, заданный разведенным вопрос «Можно ли было предотвратить, по вашему мнению, ваш развод?» утвердительно ответили 67,6% мужчин и 43,6% женщин.

Не задумаются ли над этими данными те, кто сегодня спешит написать заявление о разводе?