Перед нами весьма скользкая тема, отдельные моменты коей не только оспариваются психологами, но считаются неудобными в научных публикациях и обсуждениях. Так, официальная ученость категорически отрицает инстинктивную память у людей. Меж тем дети, еще не умеющие говорить и ходить нормально, уже проявляют вороватость. Ребенок хватает со стола предметы и тут же пытается спрятать их. Стремление налицо. Интересно, как отрицатели объяснят сей факт, если не склонностью к вороватости?

Вороватость и воровство пронизывали жизнь предков, особенно в варварском состоянии, когда подобные качества не только не были позорными, но были показателями ловкости. Вспомните воспитание спартанцев, коим кражи вменялись в процесс воспитания и обучения. Славяне умыкали» не только девушек, но и мальчиков при случае, если не желали терять работников из семьи. Любое «умыкание» показатель ловкости, удальства женихов. У ительменов невесту специально кутали в передник, путали в рыбацкую сеть и оставляли среди чума лежать, пока жених не выкрадывал ее, демонстрируя свою ловкость.

Все это не могло не отложиться в психике людей. Кажется, что за беда, если ребенок схватил ложку со стола и пытается ее спрятать?! Многие на это даже внимания не обращают и тем самым потворствуют развитию склонности к воровству.

Я не отнимал взятой вещи (разве только она была опасна для ребенка, например нож), но обязательно брал за ручонку, поднимал ее и ощупывал, убеждая тем самым ребенка, что от меня ничего не спрячешь, да и нет в этом надобности. Ребенок мог и далее забавляться взятой вещью, но уже проникался доверием ко мне и считал нужным принести и показать мне любую найденную на полу вещь.

Подрастая, дети очень увлекаются и любят авантюрные и детективные произведения. Подчас головорезы и мерзавцы кажутся им много интереснее и привлекательнее порядочных героев. Так, школьники, читая «Тихий Дон» Шолохова, благоволили Митьке Қоршунову. Мы и сами невольно проникаемся сочувствием к совершающим сомнительные поступки уже потому, что они герои: герои «Трех мушкетеров» Дюма, Прохор Громов из «Угрюм-реки» Шишкова и пр. Порядочная жизнь хорошего человека выглядит скучно, поэтому необходимы отклонения хотя бы по недоразумению. Сколько уделялось внимания «благоглупостям» Незнайки в детских книгах! А что можно сказать о Знайке? Да абсолютно нечего!

Сами дети придумывают немало игр авантюрного содержания, например, «Казаки и разбойники». Мы нередко играли в кражи с неизменным возвратом похищенного владельцу. Например, сидя с товарищем, краду из его кармана что-либо и спрашиваю, все ли у него в порядке. Тот обнаруживает пропажу и начинает со смехом отнимать похищенное. Так склонность к воровству получает игровое выражение, внешне удовлетворяется, не причиняя никому ни ущерба, ни обиды. Зато демонстрируется ловкость.
Если же среди нормальных детей затесался настоящий воришка, полезно проучить его: он сам становится общей жертвой, пока не исправится.

Когда кто-то говорит нам: «Я не способен к чему-либо дурному» и воображает себя добродетельным, вспоминается тибетская народная мудрость: неспособность — не добродетель, а бессилие. Действительно, многие порочные явления в какой-то момент оказываются полезными, например, во время войны подделка документов, кража оружия и продуктов у врага и многое другое. У нас же педагоги козыряют обучением только хорошему, забывая о всестороннем развитии. Человек должен уметь все, но применять свои способности там, где это необходимо для общей пользы. Прометей крадет огонь у богов, человечество обеспечено теплом — подвиг. Умельцы подделывают прописку для Козлова в захваченном немцами Крыму — подвиг для подполья. Таким примерам нет числа… A разве нельзя из фальшивомонетчика и поддельщика сделать, на худой конец, копировщика, реставратора, обратить плохое в хорошее? Как видим, даже инстинктивные поползновения при умелом подходе легко подавить или повернуть на пользу обществу.