Не станем тратить лишних слов на доказательство общеизвестного: распространение в подростковой и юношеской среде пьянства, наркомании, токсикомании представляет собой настоящее социальное бедствие, Вполне понятно и то, что противодействовать этому бедствию невозможно без умелого участия школы и семьи.

Возникает вопрос: а насколько сложившееся положение осознается педагогами и родителями? Что думают они о возможных путях выхода из этого положения? Какой видят они собственную роль и роль «другой стороны»?

Спрашиваем учителей

Опрошено 400 учителей различных средних школ, а также преподавателей колледжей и техникумов (100 мужчин и 300 женщин). Среди них преподаватели естественных и гуманитарных дисциплин, производственного обучения, физкультуры.

Наш первый вопрос: известно ли педагогу, что его воспитанники употребляют алкогольные напитки или принимают наркотики?

В отношении алкоголя ответ был однозначным: все старшеклассники и учащиеся колледжей и техникумов уже знают вкус вина и употребляют спиртные напитки. Примерно 40 процентов педагогов подтверждают, что среди их учеников есть такие, кто уже знает по собственному опыту, что такое наркотики. 6 % ответили, что речь может идти не просто о знакомстве, но даже и о систематическом употреблении наркотиков или токсических веществ. Идем дальше и спрашиваем: почему? Половина педагогов среди причин наркомании подростков на первое место поставили любопытство. (Профессионалы-наркологи также называют любопытство юных в качестве важнейшей причины наркомании.) Любопытство же как причину употребления алкогольных напитков назвало вдвое меньшее число педагогов. Думается, что разная оценка этого фактора легко объяснима. Наркотики находятся под строгим запретом, их принимают тайком, страшась уголовной ответственности. А спиртные напитки даже в свете ограничений последних лет все же достаточно доступны.

Стало привычным сетовать на слабость материальной базы досуга и на то, что многие люди не умеют разумно распорядиться свободным временем. Отсюда легко прийти к выводу насчет возникновения из-за этого пьянства, а теперь и наркомании. С такой точкой зрения приходится сталкиваться постоянно. Вот и в нашем опросе третья часть педагогов считает, что к употреблению спиртных напитков ребят толкает плохая организация досуга в школах, колледжах, техникумах; на неумение разумно использовать свой досуг как причину распространения наркомании указал примерно каждый пятый из опрошенных.

Не станем оспаривать того, что причина эта играет свою роль. И все же не разумнее ли подумать о том, что именно в самом учении, в организации труда подростков, вообще в характере их отношений со взрослым миром устроено не так?

Значительное расхождение наблюдается в оценке такого показателя, как незнакомство с возможными пагубными последствиями. По поводу алкоголя так думает пятая часть опрошенных педагогов, но вдвое большее число назвало эту причину применительно к наркотикам. Почему наркотики, по мнению учителей, у ребят вызывают страх, меньшую настороженность, чем все-таки не столь опасный алкоголь? Возможно, тут дает знать о себе то, что проблему наркомании долго замалчивали; поэтому осведомленность о ней ни такая обширная как о алкоголе.

Совпало мнение опрошенных (и в том и в другом случае около 20 %) о роковой роли старших ребят, которые «сбили с толку» младших, «уговорили» их попробовать наркотики, алкоголь.

Каждый четвертый из опрошенных педагогов сказал, что ребята употребляют спиртное из стремления подражать взрослым. Лишь единицы подтвердили это применительно к наркотикам. Такое расхождение представляется логичным,

Названа еще одна общая причина — алкоголь и наркотики как средство облегчить общение (в первом случае на эту причину указали около 28 % опрошенных, во втором — около 9 %). Упрек взрослым — действительно, мы обращаем мало внимания на то, чтобы научить своих детей умению безболезненно устанавливать контакты с другими людьми. Два мнения учителей можно с полным на то правом назвать рекордными они собрали примерно по 50 % голосов опрошенных: «В стране не велась активная, бескомпромиссная борьба с пьянством» и «Брали пример с родителей». Мы солидарны с педагогами. Не случайно же дети детсадовского возраста играют в застолье и на полном серьезе чокаются. Педагоги (15 %) самокритично признают, что антиалкогольная работа в учебных заведениях велась слабо. Голоса, поданные за ответ «У детей, подростков не воспитывалось отрицательное отношение к алкоголю» (это еще 25 % опрошенных), также вполне можно приплюсовать к тем, кто считает, что в стране не велась по-настоящему борьба с пьянством. Конечно, широковещательные декларации периодически провозглашались, но дальше таких деклараций дело не шло.

Внимательный читатель, вероятно, уже заметил, что сумма ответов о возможных причинах злоупотребления алкоголем уже перевалила за 100 процентов. Это не ошибка. Мы не просили выделить какую-то одну причину, опрошенные могли называть их несколько.

Обращаясь к мнениям относительно особых причин употребления наркотиков, обнаруживаем: каждый третий педагог думает, что дело еще и в том, что подростки, юноши и девушки стремятся получить удовольствие, «словить кайф». Сюда следует приплюсовать данные еще по двум близким показателям: «Ложная романтика, желание приобщиться к чему-то таинственному, загадочному» (15 %). «Используют наркотики для поднятия настроения» (10 %) Оценка учителей близка к оценке исследователей-профессионалов.

Привлекает внимание показатель «Не развиты здоровые интересы, нет цели в жизни» — таково мнение каждого третьего из числа опрошенных. Представляется логичным вдуматься в созвучные «Следуют примеру других ребят» (23 %) и «Среди подростков прием наркотиков считается престижным занятием» (12 %). Близки также «Было неудобно отказаться» (9 %). «Заставили» (16 %). Выходит, очень многие ребята пробуют наркотики из-за своей податливости, но, правда, другие ваши данные (здесь о них не говорим подробно) свидетельствуют, что в результате прямого принуждения приобщение к наркотикам происходит крайне редко в этом вопросе опрошенные, к сожалению, воспроизводят широко распространенные мифы и предрассудки.

Что предпринимают педагоги, когда узнают, что их ученики злоупотребляют спиртным? Если судить по ответам на наши вопросы, то самый предпочтительный путь личная беседа: к такой беседе прибегают две трети опрошенных.

Свыше половины всех учителей не ограничиваются беседой и отправляются домой к родителям «проштрафившегося». Понятно, совместными усилиями противоядие найти легче. Около 40 процентов педагогов предпочитают беседовать с родителями в официальной обстановке. Но беседа в семейной обстановке представляется нам более предпочтительной и результативной. Как же, по мнению педагогов, реагируют родители на то, что их дети время от времени употребляют спиртные напитки?

Неведение никогда к добру не ведет. Если многие родители и впрямь не знают (как утверждают учителя, в половине случаев!) об алкогольных увлечениях своих детей, то тогда о противодействии этому злу и речи быть не может. Удручает, что некоторые родители ссылаются на нехватку времени, им некогда проследить за поведением своих детей и заметить их опасные поступки. Некоторые родители считают, что приобщение их детей к спиртному это в порядке вещей». Большинство же родителей, по оценке педагогов, запрещают своим детям спиртное. Представляет интерес мнение учителей о том, какую позицию лучше всего занимать родителям в антиалкогольном воспитании детей. Свыше половины опрошенных полагают, что главное не в запугивании ужасами алкоголизма, не в грозном «Запрещаю и точка!», а в терпеливом разъяснении, сколь опасны игры с алкоголем, в воспитание у подростка сознательного внутреннего убеждения, что ни при каких обстоятельствах не следует злоупотреблять спиртными напитками.

Нам также представляется, что антиалкогольное противоядие должно формироваться прежде всего убеждением. Это вовсе не означает, что надо пренебречь категорическим запретом пить. И такая мера уместна. Но нельзя все надежды возлагать только на нее.

Особый интерес представляет мнение учителей о трезвом образе жизни родителей как факторе воспитания трезвости у детей. На вопрос: «Как вы считаете, является ли трезвость родителей обязательным условием трезвости их детей?» положительно ответили 60 % педагогов. Примерно столько же убеждены, что употребление родителями алкоголя очень плохо сказывается на воспитании детей.

Должен ли сам учитель быть трезвенником? И как это может сказаться на воспитании учеников? На первый из этих двух вопросов положительно ответили три четверти педагогов. Отдадим должное учителям: они к себе требовательнее, чем к родителям. Но вот незадача: третья часть опрошенных полагают, что, хотя за трезвый образ жизни ребята их будут уважать больше, но на отношении подростков собственно к спиртному это никак не отразится. Вместе с тем, около 70 % учителей признают, что информация об употреблении учителем спиртного очень плохо или плохо влияет на ребят.

Мы просили педагогов ответить на вопрос о том, какие меры лучше всего могут противодействовать распространению в молодежной среде питейных привычек.

На первом месте — пример трезвости родителей (75 процентов). Сюда же можно присовокупить и пример трезвости самих педагогов (35 процентов), и такой фактор, как «пропаганда трезвости» (35 %). Если бы задали вопрос нам, мы бы тоже поставили на первое место пример трезвости старших, взрослых. «Создать условия для разумного досуга» таково мнение 60 % педагогов.

Высоко оценивается диспутов с участием специалистов; беседы в школе; лекций специалистов. Довольно высоко оценивается значение интернета (40 %), телевидения (35 %). Каждый шестой — за чтение специального учебного курса для старших ребят.

Полезность публикаций в газетах и журналах ( в том числе онлайн издания) отмечает каждый пятый из опрошенных, пользу от чтения произведений художественной литературы — только каждый десятый, а роль книг и на антиалкогольные темы — и вовсе каждый двадцатый. Действительно, не каждый читатель, особенно молодой, наберется терпения добраться до конца иной статьи, тем более книги на антиалкогольную тему.

Отрадно, что учителя первостепенное значение придают убеждению, а не запугиванию и карам. Вместе с тем, они не избегают в своих рекомендациях таких слов, как «запрет». «наказание», «ограничение», «борьба», «ужесточение». Так, 45 % педагогов за усиление наказаний за спаивание несовершеннолетних. Далее следуют: «Ужесточение наказаний за появление в нетрезвом виде в общественном месте» (40 %), «Решительная борьба с пьянством на работе» (33 %), «Строгое соблюдение запрета продавать спиртное лицам моложе 18 лет» (40 %), «Ужесточение спроса с руководителей за выпивки c подчиненными» (17 %). Среди подобных мер назовем их для краткости «репрессивными» — опрошенные поставили на последнее место (10 %) «ограничение мест и времени продажи алкоголя».

Теперь остановимся на том, что предпринимают педагоги, столкнувшись с фактами наркомании среди своих учеников. На вопрос: «Если есть среди ваших учеников ребята, которые принимают наркотики или токсические вещества, то как вы, узнав об этом, поступаете?» — мы получили такие, в частности, ответы: «Сообщаем родителям» (47 %). «Вызываем на педсовет» (8 %) «Проводим индивидуальную беседу» (53 %), «Сообщаем в больницу» (23 %), «Выносим административное взыскание» (4 %). «Обсуждаем на родительском собрании» (11 %), «Исключаем из школы, колледжа, техникума или грозим исключением» (6 %). Некоторые меры вызывают недоумение. Например, едва ли даст эффект исключение провинившегося из школы или техникума. Разве он после такой карательной акции автоматически прекратит употреблять наркотики? Тем более что контроль за его поведением в этом случае станет еще более затруднительным?

«Выносим административное взыскание» эта мера также вряд ли сулит успех. Можно вынести выговор за то, что ученик не выполняет домашних заданий, прогуливает занятия. Но наркотики — это пристрастие, от которого излечить выговором невозможно. Выгонять из школы или выносить выговор — значит не понимать сущности наркомании, ее последствий, силы наркотической зависимости. Возникает вопрос: следует ли расширить информацию о наркомании? Многие у нас полагают, что с повышением информированности о наркотиках будет расти желание испытать, что это такое, на собственном опыте. По мнению 70 % учителей, более широкое освещение проблем наркомании и токсикомании может положительно сказаться на выработке убеждения о вреде наркотиков, приведет к сокращению их употребления. Противоположного мнения придерживаются лишь 7 % опрошенных. Остальные затруднялись ответить. Согласимся: сокрытие информации, полуправда принесут только вред, открытости и гласности не надо опасаться и в этой сложной социальной проблеме.

Что думают папы и мамы?

Нашими собеседниками были 200 отцов и 500 матерей. Разного возраста. С разным уровнем образования. Растящих разное число детей.

Что думают родители по поводу того, что к своему совершеннолетию юноши и девушки почти поголовно знакомы вкусом алкоголя?

Не сговариваясь, каждый второй папа и каждая вторая мама утверждают, что «дети брали пример со своих родителей». Не станем оспаривать это мнение. Еще 30 % родителей, говорящих, что у детей, подростков не воспитывалось отрицательного отношения к алкоголю, полагаем, имеют в виду не только школу, но и самих себя.
И все же родители целиком брать вину на себя не хотят. Они считают равнозначным соответчиком общество, которое не вело бескомпромиссной борьбы с пьянством. Против этой оценки также не приходится возражать, как и против мнения, что слабо проводится антиалкогольная работа в учебных заведениях. Поровну должны делить между собой ответственность за «плохую организацию досуга ребят» семья и школа — эту причину назвала третья часть опрошенных родителей.

Каждый третий из числа опрошенных в качестве причины знакомства подростков с алкоголем называет то, что покупать спиртные напитки можно было независимо от возраста.

Другие причины: сбивали с толку старшие ребята, пробовали из любопытства, подражали взрослым, хотели казаться взрослыми, подражали героям фильмов, книг и популярным блогирам и музыкальным исполнителям, пытались с помощью алкоголя облегчить общение в компании. Важный штрих: из числа опрошенных 75 % отцов и 40 % матерей, по их словам, употребляют спиртные напитки (правда, некоторые с оговоркой: «только по праздникам»). Своими положительными ответами на вопрос, является ли трезвость родителей обязательным условием трезвости их детей, три четверти опрошенных показали, что хорошо осознают эту зависимость: ее отрицают только 10 % и матерей.

Если сравнить эти показатели с числом родителей, которые употребляют спиртное, станет ясно, что пока еще теория и практика у родителей расходятся: признавая на словах необходимость собственной трезвости, значительная часть родителей сегодня еще не готова решительно отказаться от алкоголя.

Вопрос о трезвости старших центральный среди мер, которые, по мнению родителей, могут дать наибольший эффект. Это прежде всего трезвый образ жизни самих родителей, далее трезвость педагогов и убедительная пропаганда трезвости в печати, по телевидению и интернете.

На втором месте по числу поданных голосов — создание благоприятных условий для разумного досуга подростков. На третье место родители ставят группу запретительных, ограничительных и карательных мер: прежде всего запрет продавать спиртное лицам моложе 21 года и ужесточение наказания за спаивание несовершеннолетних, затем решительная борьба с пьянством на работе и ужесточение наказаний за появление в пьяном виде в общественных местах. A что делали бы родители, если бы узнали об интересе своих детей к алкоголю? Около 70 % отвечают: «Объясню, насколько это вредно», 42 % «Буду следить, чтобы впредь не повторялось», 30 % «Буду воздействовать личным примером трезвости». Доля обращающих свой взор прежде всего к наказаниям невелика (около 5 %). Естественно, мы разделяем мнение тех, кто считает, что воспитание в ребенке трудолюбия, ответственности, целеустремленности, умения вести себя это как раз те качества, которые помогут уберечь от знакомства со спиртным и тем более от пристрастия к нему.

Большую тревогу высказывают родители связи с ростом наркомании и токсикомании. Их ответы на вопрос о причинах, которые побуждают подростков прибегать к наркотикам и токсическим веществам, как правило, не отличаются заметно от оценок педагогов, о которых мы рассказали.

Представляет интерес мнение родителей о том, кто именно приобщает ребят к наркотикам. Среди названных: наркоманы (28 %), старшие ребята (40 %), преступники, отбывшие срок наказания (15 %), сбытчики наркотиков (27 %), сверстники (35 %). Доля родственников ничтожна (полпроцента). Но и родители сильно недооценивают роль сверстников, переоценивая роль сбытчиков, уголовников и прочих.

Большинство родителей, даже знающих, что их дети знакомы с наркотиками, затрудняются сказать, что это было за вещество. По оценкам родителей, преобладают токсические препараты, то есть в среде подростков большое распространение получила токсикомания.

Огромное значение имеет, с кем общается и дружит подросток. Чаще всего наркотик впервые получают из рук сверстников или старших друзей. Отрицают, что друзья (знакомые) их детей потребляют наркотики, либо ничего на сей счет не знают более 80 % опрошенных родителей; не захотели отвечать на этот вопрос еще 10 %; полагают, что товарищи сына или дочери знакомы с наркотиками или токсическими веществами, около 7 %.

Но всегда ли подросткам известно о возможных последствиях экспериментов с наркотиками? Утвердительно ответили на этот вопрос три четверти родителей. Даже если они верно оценивают ситуацию, все равно, оказывается, достаточно большое число ребят даже не знают, к чему могут привести такие пробы.

Главными просветителями по поводу наркотической опасности, по оценке родителей, выступают они сами и другие взрослые родственники; весьма видная роль принадлежит телевидению, по сравнению с которым информация из газет, журналов, книг выглядит совсем незначительной. Неважно в глазах родителей выглядит и школа лишь один из десяти опрошенных может утверждать, что ее роль сколько-нибудь заметна.

По нашим наблюдениям, когда родители узнают об употреблении сыном или дочерью наркотиков или токсических препаратов, то прежде всего их охватывает растерянность, они часто впадают в панику, не знают, что делать.