«Мой ребенок часто болеет… Сейчас он в третьем классе, учится всё хуже и хуже, хотя занимаемся мы очень много…»

Мы не случайно выбрали именно это письмо — мам, острее озабоченных школьными неудачами детей, чем их здоровьем, немало. Нет, они, конечно, встревожены болезнями детей. Но прежде всего — как препятствием для учебы. И надо учиться несмотря ни на, что! Порой, едва дождавшись снижения температуры, иногда еще кашляющего, с насморком, отправляют ребенка в школу.

Ослабленный, часто болеющий ребенок… Как правило, худенький, бледный, с синяками под глазами. Даже четыре урока нагрузка, непосильная для него, а теперь уже с первого класса нередко по пять уроков в день. Ему трудно сосредоточиться на задании, трудно включиться в работу, трудно быстро перестроиться с одного вида деятельности на другой. На его «невнимательность», «отсутствующий взгляд», «почерк», «ошибки и небрежность» жалуется учитель налицо. Родители иногда сочувствуют ребенку, но чаще — заставляют больше заниматься.

А ребенок становится все более раздражительным, плаксивым, иногда даже агрессивным. Ему все труднее собраться, работать не отвлекаясь. Многочасовое сидение за уроками нередко заканчивается криком и слезами.

Чтобы помочь ему, важно вовремя определить тот момент, когда увеличение работы дает противоположный эффект. Об ухудшении состояния нам сообщит почерк. Если обычно ровный, аккуратный почерк вдруг становится небрежным, линии неровными (дрожащими), если ребенок стал рассеянным, невнимательным, если жалуется на усталость, головную боль, если чересчур заторможен, или наоборот, перевозбужден, не пытайтесь его пересилить и «мобилизовать». Отмените все занятия по вечерам (даже для старшего ребенка занятия вечерами малоэффективны), ограничьте внешкольные нагрузки. Ребенку в этих случаях необходим щадящий режим, увеличение времени отдыха на воздухе, полноценный и достаточный по продолжительности ночной сон, а возможно (по согласованию с врачом и учителем) — день, свободный от занятий в школе (в середине недели). Недопустимо лишать ребенка из-за плохих отметок отдыха, прогулок на воздухе.

Ни в коем случае не занимайтесь во время болезни и не стремитесь, после нее догнать за несколько дней!

Если малыш перевозбужден, не имеет смысла вступать с ним в дискуссию, пытаться перекричать его, настоять на своем; ничем, кроме «ора», это, увы, не кончится. Вместо наказаний, принуждений, крика лучше отвлечь ребенка, найти повод похвалить его, дать понять, что он не хуже других, а неудачи временны и вполне преодолимы.

Похвала, доброе слово, терпение, выдержка помогут и вам, и ребенку. Общая продолжительность занятий дома — не более часа- полутора, причем через каждые 15-20 минут (если видите, что ребенок устает, сократите это время до 10-15 минут) делайте перерыв. Будьте внимательны к жалобам на усталость, головную боль, боль в животе — это не отговорки, а объективные признаки утомления.

Если ребенок ослаблен частыми заболеваниями, если быстро утомляется, если жалуется на плохое самочувствие и плохо спит, если устает после школы и тяжело переносит длительное общение с детьми, не стоит оставлять его в школе после уроков на «продленке». Такому ребенку необходимо расслабиться, отдохнуть, а сделать это гораздо легче дома, в спокойной обстановке… Хорошо бы поспать, провести час-полтора на воздухе.

Прогулка перед сном (а не сидение у телевизора или компьютера) поможет снять напряжение, накопившееся за день. После прогулки — теплый душ и тихая беседа перед сном. Малыш уснет спокойно — а это очень важно для завтрашнего самочувствия, высокой работоспособности…
И в конечном счете здоровья.