Мы уже поговорили о многом, в том числе н о развитие речи, об эмоциях ребенка, но прочем «духовном» (как называют это в письмах молодые матери). Словом, о воспитании. А ваши письма возвращают к проблеме здоровья и просят рассказать о закаливании, физкультуре н другом, без чего не вырастить здорового малыша. Поэтому сегодня начнем с закаливания водой.

Закаливание водой

При проведении любой водной процедуры температуру в помещении поддерживают в пределах +19…+20 °С. душ или обливание летом делают во дворе, нужно позаботиться о месте, защищен- ном от ветра. За неделю до начала водных процедур кожу малыша надо подготовить, растирая до слабого покраснения кусочком фланели или мягкой шерстяной ткани.

Вода, в которой смачивается махровое полотенце или рукавичка для обтирания, должна быть теплой (+33 °C). Затем температуру воды снижают на один градус через каждые пять дней н доводят постепенно (примерно к трехмесячному возрасту) до +27 °C. Малыша обтирают в такой последовательности: руки по направлению от кистей к плечам, затем грудь, живот, спину, ягодицы и наконец ноги от ступней к бедрам. Потом ребенка вытирают насухо до незначительного покраснения кожи. Удобней делать обтирание утром после подмывания, чтобы совместить закаливающие и гигиенические цели. Продолжительность процедуры — от двух до пяти минут.

После полумесяца влажных обтираний можно перейти к обливанию ступней н голеней ног. Для начала воду нагревают до +28 °С, затем температуру снижают на один градус в неделю и доводят до +20 °C. Продолжительность ножных обливаний для детей грудного возраста 20- 30 секунд. Сразу после процедуры ноги растирают сухим полотенцем до небольшого покраснения кожи.

Привыкшего к обтиранию и обливанию малыша можно перевести на контрастные ножные ванны. Для этого в один таз наливают теплую воду (+37…+38 °C), и другой на 3-4 градуса холоднее. Ноги до середины голеней погружают вначале на одну-две минуты в таз с теплой водой, затем на пять-десять секунд в таз е более прохладной. Число попеременных погружений постепенно увеличивают с трех до шести. Температуру воды во втором тазу снижают на один градус в неделю и доводят в итоге до +18… +20 °C. Длительность погружения в прохладную воду также постепенно увеличивают до трети минуты. Потом ноги растирают сухим мохнатым полотенцем до легкого порозовения кожи.

Самое мощное закаливающее средство — обливание. Его начинают с девяти-десятимесячного возраста. В холодные время года обливание предваряют влажным обтиранием. Летом можно обойтись без подготовки.

Удобней всего поставить ребенка в ванну, но можно и в тазик. Голову обливать не нужно. Процедура не должна длиться более полутора минут при исходной температуре воды +36 °C. Через каждые пять-семь дней температуру воды унижают на один градус, доведя в конечном итоге до + 28 °C.

B момент обливания или чуть позднее вследствие рефлекторного сужения сосудов кожа на короткое время бледнеет, но вскоре кровеносные сосуды расширяются, и кожа краснеет. Это значит, что обливание достигло желаемой цели. По окончании процедуры ребенка немедля насухо вытирают.

Если малыш сильно бледнеет, у него появляются «гусиная» кожа, дрожь, он переохладился, процедуру следует прервать, растереть тело мохнатым полотенцем до покраснения, тепло укутать и напоить теплым питьем. Температуру воды для обливания надо поднять на несколько градусов и снова постепенно снижать.

Физкультура в грудном возрасте

Если вы хотите вырастить здорового ребенка, физическая культура для него должна быть введена с первых недель жизни и представлена в полном объеме (гимнастика, массаж н водные процедуры) ежедневно. О водных процедурах мы говорили. Начиная с трех-четырех недель ребенку рекомендуется массаж, a полутора месяцев жизни гимнастика. Разработано, апробировано и успешно используется до сорока видов различных гимнастических упражнений только для детей грудного возраста. Технике массажа и приемам гимнастики для малышей каждая женщина может научиться в «Школе молодой матери» заранее и обязательно их применять, не ссылаясь на пресловутое «мы-же и без этого выросли».

О массаже

Руки матери перед процедурами должны быть теплыми, чистыми, с коротко остриженными ногтями. Температуру воздуха в комнате нужно довести до +20-21 °C, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, н можно было без боязни простудить его, сочетать массаж и гимнастику с воздушными н световоздушными ваннами. Тальк, вазелин и другие средства засоряют поры кожи, поэтому при проведении массажа грудным детям их не применяют. Во время массажа с малышом следует разговаривать, стараться поддерживать у него радостное настроение. Беспокойство, плач ребенка сигналы для прекращения процедуры.

Массаж рекомендуется начинать с передней поверхности ног, затем массируют руки, живот, грудь. После этого ребенка переворачивают и массируют заднюю поверхность туловища и конечностей. Принципиальное значение имеет направление движений рук массажиста оно должно совпадать с направлением венозных и лимфатических сосудов. Так, при массировании рук и ног движения производят от периферии к центру, при массаже живота по часовой стрелке.

Для детей до трехмесячного возраста основной прием массажа поглаживание. Оно улучшает деятельность всех органов и систем. Даже легко возбудимые дети после массажа лучше засыпают и спят дольше. Руки массажиста должны двигаться по тельцу ребенка легко, не смещая кожу. Руки и ноги массируют кончиками или ладонной поверхностью пальцев, спину, бока туловища ладонями. Для детей старше трех месяцев применяют и другие приемы массажа: растирание, разминание, легкое поколачивание. При растирании кожа ребенка смещается под воздействием рук массажиста, причем давление должно распространяться не только на кожу, но и на подкожную клетчатку и мускулатуру. Разминание выполняют указательным и большим пальцами либо ладонями и пальцами: массажист захватывает кожу, подкожно- жировой слой мышцы и слегка разминают их. Растирание, разминание и другие приемы массажа следует чередовать с поглаживаниями. Весь массаж — шесть- восемь минут. После выполнения массажа можно приступать к гимнастике.

Гимнастика грудного ребенка

На первом году жизни организм ребенка претерпевает существенные изменения, и комплексы гимнастических упражнений составлены с учетом этих сдвигов: для детей от полутора до трех месяцев, от трех до четырех месяцев, от четырех до шести месяцев, от шести до девяти месяцев и от девяти месяцев до года.

Упражнение 1. Массаж рук. Мать кладет малыша на спину ногами к себе, берет левой рукой правый лучезапястный сустав младенца, вкладывает свой большой палец в его кисть и, вытягивая его руку, поглаживает по направлению от кисти к плечу вначале по внутренней, а затем по наружной поверхности руки (4-6 раз).
Упражнение 2. Массаж ног. Мать держит правой рукой правую стопу, а ладонью левой руки поглаживает ногу в направлении отступник паховой области. Затем так же массирует левую ногу (4-6 раз)

Упражнение 3. Массаж живота. Правой ладонью мать делает легкие круговые поглаживающие движения по часовой стрелке (6-8 раз). Нельзя надавливать на область правого подреберья, где располагается печень. Массаж живота усиливает перистальтику кишечника и выделение газов, укрепляет брюшной пресс, успокаивает ребенка.

Упражнение 4. Массаж стоп. Мать держит указательным пальцем стопу малыша, a большим пальцем гладит тыльную сторону стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу. Область сустава массирует ладонью (4-6 раз).

Упражнение 5. Массаж спины. Мать кладет малыша на живот ногами к себе. Обеими ладонями мать поглаживает его вдоль спины от затылка к ягодичкам, затем меняет направление (от ягодиц к голове), поглаживая уже тыльной поверхностью кистей,

Упражнение 6. Выкладывание на живот. Мать кладет малыша на живот, руки сгибает в локтях и подкладывает ему под грудь.

Упражнение 7. Рефлекторное разгибание ног при поддержке под мышки «пританцовывание». Мать берет малыша под мышки лицом к себе и пытается ставить на стол (6-8 раз).

Упражнение 8. Двигательная реакция шагания. Мать берет ребенка под мышки ставит на стол спиной к себе и слегка наклоняет вперед. В этом положении у малыша возникает шагательная реакция (до 5 раз)

Упражнение 9. Ползание на животе. Мать кладет малыша на живот, руки, согнутые в локтях, подкладывает под грудь и упирается ладонью в подошвы ног ребенка. Прикосновение и надавливание на ступни вызывает у малыша рефлекторное разгибание ног в коленях и тазобедренных суставах. Ребенок, отталкиваясь от рук матери, ползет вперед. Это упражнение хорошо тренирует мускулатуру туловища и ног.

Упражнение 10. Имитация положения пловца. Поместив правую руку под грудь лежащего на животе ребенка, левой рукой мать плотно обхватывает стопы и голени вытянутых ног и поднимает его. В ответ на это малыш рефлекторно разгибает спину и откидывает голову назад (2 раза). Упражнение хорошо укрепляет мускулатуру позвоночника, спины и шеи. Общая продолжительность выполнения всех упражнений комплекса I пять-шесть минут.

Упражнение 1. Массаж рук поглаживанием. Выполняется 6-8 раз так же, как и для детей полутора-трех месяцев.

Упражнение 2. Скрещивание рук на груди и разведение их в стороны. Это упражнение способствует углублению дыхания, тренирует мышцы грудной клетки и рук. Мать кладет ребенка на спину ногами к себе, вкладывает большие пальцы в кисти малыша. Осторожно разводит руки ребенка в стороны и скрещивает на груди, попеременно накладывая одну на другую (6-8 раз).

Упражнение 3. Массаж живота. Вначале мать поглаживает живот ладонью правой руки кругами по часовой стрелке (8-10 раз). Затем приемом растирания массирует прямые живота (6-8 раз). Обе ладони ведет вдоль срединной линии живота от подребрий и подвздошной области, каждой рукой в противоположном направлении. Затем растирает косые мышцы живота (6-8 раз). Руки движутся от поясничной области к срединной линии живота, и пальцы соединяются над пупком. Завершают процедуру круговым поглаживанием живота (до 10 раз). Массаж живота с применением приема растирания способствует улучшению лимфо и кровотока и укреплению мускулатуры брюшной стенки

Упражнение 4. Массаж ног. Мать кладет ребенка на спину ногами к себе. Процедуру начинает с поглаживания, как это описано в упражнении 2 комплекса I. Затем мелкими движениями ладони растирает ногу в направлении от стопы к тазобедренному суставу по наружной стороне голени и бедра и переходит к кольцевидному растиранию ног: большим и указательным пальцами производит спиралеобразные растирающее движения по наружной и внутренней стороне голени и по наружной стороне бедра и направлении от стопы к паховой области (8-12 раз) Завершает массаж поглаживанием (4 раз).

Упражнение 5. Поворот со спины на живот. Это упражнение дает ребенку возможность научиться переворачиваться со спины на бок и живот, укрепляет мышцы туловища. Мать берет левой рукой левую кисть малыша, а правой слегка поворачивает его таз в другую сторону. Голову ребенок должен поворачивать сам. Упражнение делают по 2 раза в ту и другую сторону.

Упражнение 6. Массаж спины. Мать кладет ребенка на живот и поглаживать так, как описано в упражнении 5 комплекса I (6-8 раз). Затем растирает обеими ладонями от шеи к ягодицам и обратно по обеим сторонам позвоночника по ходу длинных мышц спины (4-6 раз)

Упражнение 7. Разгибание позвоночника ног в положении лежа на животе на весу (как упражнение 10 из комплекса I ).

Упражнение 8. Массаж грудной клетки. Мать кладет ребенка на спину ногами к себе. Ладонями обеих рук выполняет поглаживание (4-6 раз) по ходу грудных мыши в направлении к подмышечным впадинам. Затем, обхватив руками грудную клетку таким образом, чтобы большие пальцы располагались на груди вдоль нижнего края пятого ребра, круговыми движениями пальцев обеих рук сдвигает и немного поднимает кожу грудной клетки и спины (6-10 раз). Упражнение заканчивают, как обычно, поглаживанием.
Упражнение 9. Поднимание ребенка на ноги из положения лежа на животе при поддержке под локти. Это упражнение способствует развитию мускулатуры туловища, плечевого пояса, ног, совершенствует опорную реакцию. Мать берет малыша за локти и, слегка поднимая его, побуждает стать вначале на колени, а затем и на ноги (2 раза).

Упражнение 10. Массаж стоп. Вначале поглаживают (см. упражнение 4 из комплекса I ), растирают и поколачивают стопы. При растирании пальцев ног мать помешает их между ладонями. Поколачивание осуществляется тыльной стороной среднего и указательного пальцев по подошве малыша.

Упражнение 11. Реакция «пританцовывание» (см. упражнение 7 из комплекса I). Выполнение этих упражнений занимает 8-10 минут.

Упражнение 1. Массаж рук (см. упражнение 1 из комплекса I ) (8-10 раз)

Упражнение 2. Скрещивание рук на груди и разведение их в стороны (см. упражнение 2 из комплекса II) (4-6 раз).
Упражнение 3. Массаж живота (см. упражнение 3 из комплекса II) (8-10 раз).
Упражнение 4. Массаж ног (см. упражнение 4 из комплекса II). поглаживание (8-10 раз), растирание (4-6 раз) и кольцевидное растирание (6 раз). Затем разминают ног. Для этого мышцы захватывают между большими и остальными пальцами обеих рук одновременно и разминают по наружной и внутренней сторонам голени и по наружной стороне бедра в направление от стопы к тазобедренному суставу. Глубокое разминание выполняется спиралеобразными движениями соединенных вместе двух-трех пальцев в направлении от стопы к паховой области по внешней стороне голени и бедра. Выполнение этих приемов массажа чередуется с поглаживанием.

Упражнение 5. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно. Мать кладет ребенка на спину ногами к себе. Обхватывает его голени так, чтобы большие пальцы легли вдоль внешней поверхности нижней части голеней, мизинцы — поперек ступни, остальные пальцы — по задней поверхности голеней. Поочередно сгибая ноги в тазобедренных и коленных суставах, постепенно ускоряет темп до медленного бега (6-10 раз). При сгибании ног нужно слегка надавливать ими на живот.

Упражнение 6. Поворот со спины на живот (см. упражнение 5 из комплекса II)
Упражнение 7. Массаж спины. Поглаживание и растирание выполняют, как описано в упражнении 6 комплекса II. Затем переходят к разминанию спиралеобразными движениями соединенных вместе пальцев рук по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к шее. Пользуются еще одним приемом массажа похлопыванием. Оно проделывается тыльной стороной пальцев обеих рук по ходу длинных мышц спины по обеим сторонам позвоночника. В области почек похлопывания не делают. Похлопывают вначале одним, потом двумя, тремя и, наконец, всеми пальцами для постепенного увеличения раздражения. Каждый прием массажа завершают поглаживанием.

Упражнение 8. Разгибание позвоночника и ног из положения лежа на животе на весу. Малыша кладут на живот. Мать подкладывает свои ладони под его живот, соединяя мизинцы, и поднимает его над столом. В ответ на это ребенок рефлекторно разгибает ноги в тазобедренных суставах и позвоночник и одновременно откидывает голову назад.

Упражнение 9. Поднимание ребенка на ноги на положения лежа на животе при поддержке пол локти (см. упражнение 9 из комплекса II).

Упражнение 10. Массаж грудной клетки. Мать кладет ребенка на спину ногами к себе. Вначале выполняет поглаживание грудной клетки (см. упражнение 8 из комплекса II). Затем слегка согнутыми пальцами обеих рук растирает спирали- образными движениями кожу в области ребер одновременно с обеих сторон по передней поверхности грудной клетки (3 4 раза) После растирания делают упражнение для мышц грудной клетки. Мать обхватывает руками грудную клетку малыша плотно с двух сторон и ритмично ведет руки вверх-вниз вдоль грудной клетки c легкой вибрацией (8-12 раз). Все приемы массажа грудной клетки завершаются поглаживанием (4-6 раз).

Упражнение 11. Сгибание и разгибание рук ребенка в положении лежа на спине. Мать дает малышу обхватить ее большие пальцы, затем сгибает и разгибает его руки в локтевых и плечевых суставах попеременно (6-8 раз). Это упражнение способствует укреплению мускулатуры рук и плечевого пояса.

Упражнение 12. Присаживание потягиванием за разведенные в стороны выпрямленные руки. Мать кладет малыша на спинку ногами к себе. Дает ему захватить свои большие пальцы кистью, остальными держит руки ребенка выше кисти, разводит их, выпрямив, в стороны и побуждает малыша сесть, подтягивая за руки (2 3 раза). Упражнение способствует укреплению мышц брюшного пресса.

Упражнение 13. Массаж стоп (см. упражнение 4 из комплекса I)

Упражнение 14. Переступание при поддержке под мышки. Мать ставит малыша лицом к себе и побуждает его к переступанию. Упражнение для укрепления мускулатуры туловища и ног (1-2 раза)

Общая продолжительность выполнения всех упражнений комплекса III 8-10 минут.

В этом возрасте надо тренировать способность к удерживанию тела в определен- ном положении, готовить детей к ползанию. сидению, стоянию, делать дыхательные упражнения.

Упражнение 1. Круговые движения руками. Малыша кладут на спину. Мать дает ему обхватить руками ее большие пальцы, выпрямляет его руки и затем выполняет круговые движения в плечевых суставах (4-6 раз). Это упражнение способствует укреплению мускулатуры плечевого пояса, углублению дыхания.

Упражнение 2. Массаж живота (см. упражнение 3 из комплекса II).

Упражнение 3. Поднимание (пассивное) выпрямленных ног в положении лежа на спине. Мать обхватывает голени малыша сзади и поднимает выпрямленные в коленях ноги вертикально, сгибая их в тазобедренных суставах (5 -6 раз). Упражнение способствует развитию опорно-двигательного аппарата ног и мускулатуры брюшного пресса.

Упражнение 4. Массаж стоп (см. упражнение 4 из комплекса I)

Упражнение 5. Поворот влево или вправо со спины на живот. Поворачивая малыша, мать придерживает его только за ноги.
Упражнение 6. Массаж спины (см. упражнение 6 из комплекса II ).

Упражнение 7. Отведение плеч назад до сведения лопаток. Мать кладет малыша на живот ногами к себе. Дает ему обхватить руками ее указательные пальцы и выпрямляет его руки (голова малыша немного поднимается над столом). Затем сгибает руки ребенка в локтях, опускает вниз и отводит назад до максимального сближения лопаток (1-2 раза). Упражнение способствует укреплению мышц плечевого пояса и спины.

Упражнение 8. Приподнимание за руки из положения лежа на животе при поддержке за кисти рук или под локти. Мать кладет ребенка на живот, дает ему обхватить руками ее указательные пальцы, выпрямляет его руки вперед до полного разгибания в плечевых и локтевых суставах и приподнимает их, отводя назад. При потягивании за руки мать побуждает малыша встать на колени и затем на ноги (1-2 раза). Упражнение развивает умение вставать при поддержке за опору.

Упражнение 9. Массаж грудной клетки (см. упражнение 10 из комплекса III)
Упражнение 10. Попеременное сгибание и разгибание рук (см. упражнение 11 из комплекса III). Когда ребенок научится самостоятельно сидеть, это упражнение он выполняет сидя.

Упражнение 11. Присаживание потягиванием за согнутые в локтях руки. Мать кладет малыша на спину ногами к себе, вкладывает указательные пальцы в ладони малыша и легко тянет его за руки. Ребенок при небольшой помощи матери должен садиться. Это упражнение способствует укреплению мышц брюшного пресса, плечевого пояса и рук.

Упражнение 12. Пассивное движение топаний. Мать кладет малыша на спину, обхватывает его стопы сверху ладонями, расположив указательные пальцы на передней поверхности голеней. Сгибая его ноги в коленных и тазобедренных суставах, она упирает ступни в стол и быстро попеременно сгибает и разгибает ноги со скольжением стоп по столу и топанием (10-15 раз). Упражнение способствует укреплению мышц ног и, в частности, стоп.

Упражнение 13. Напряженное сгибание и разгибание туловища. Мать кладет малыша на спину, обхватывает колени ребенка левой рукой и приподнимает его ноги вверх. Правой рукой она приподнимает одновременно его спину. Ребенок упирается при этом затылком в стол. Затем мать, держа левой рукой голени малыша, правой поддерживая его спину, помогает ему поднять туловище до положения сидя. Затем движения выполняет в обратном порядке: туловище опускает до упора головой в стол, ноги одновременно разгибает. Упражнение выполняют медленно. Оно способствует развитию мышц грудной клетки, брюшного пресса, шеи, спины.

Упражнение 14. Пассивное вращение ног в тазобедренных суставах.


Упражнение для мальчиков 6-12 месяцев. Мать кладет малыша на спину, обхватывает руками голени соединенных вместе полусогнутых ног ребенка и выполняет медленные круговые движения в тазобедренных суставах (2 -3 раза в каждую сторону). Упражнение развивает гибкость и подвижность поясничной части позвоночника н тазобедренных суставов, способствует укреплению поясничных мышц.

Упражнение для девочек 6-12 месяцев. Мать кладет малышку на спину, обхватывает голени ее соединенных вместе выпрямленных ног и сгибает их в тазобедренных и коленных суставах до прикосновения бедер к животу. Затем, медленно и осторожно разводя ноги в стороны, опускает их вниз до первоначального положения (2-3 раза). После этого упражнение выполняется в обратном порядке: вначале слегка разводят ноги в стороны, потом сгибают их до прикосновения бедер к животу и затем, соединив вместе, опускают на стол. Эти упражнения способствуют укреплению мышц тазового дна и связок тазобедренных суставов.

Упражнение 15. Ползание на животе. Мать кладет малыша на живот. На расстоянии чуть больше вытянутой руки перед ребенком кладут интересную игрушку. Мать сгибает ноги малыша в тазобедренных и коленных суставах и подпирает ладонью левой руки его стопы. Обычно при этом ребенок начинает ползти к игрушке. Если он не делает этого самостоятельно, мать подкладывает свою руку под его грудь и продвигает его вперед. Это упражнение развивает умение ползать, способствует укреплению мускулатуры ног, спины, живота.
Упражнение 16. Переступание при поддержке под мышки (см. упражнение 14 из комплекса III). Позднее это упражнение делают, поддерживая ребенка за кисти (5-8 шагов вполне достаточно). Упражнение развивает умение ходить, способствует укреплению мускулатуры ног и туловища.

Общая продолжительность выполнения всех упражнений комплекса IV 8-10 минут.

Упражнение 1. Круговые движения руками с кольцами. Выполняется так, как описано в упражнении 1 комплекса IV, но малыш и мать держатся руками с двух сторон за небольшие кольца.

Упражнение 2. Поднимание выпрямленных ног в положении лежа на спине. Мать кладет ребенка на спину. Держа на высоте выпрямленных в вертикальном положении ног малыша игрушку, цветную палочку или другой яркий предмет, мать просит ребенка достать ногами игрушки (2 -3 раза). Вначале ребенку следует показать, как он должен действовать, а потом побуждать его выполнять упражнение самостоятельно.

Упражнение 3. Активное движение топанье. Мать кладет малыша на спину. Согнутые в коленных и тазобедренных суставах ноги стопами упираются в стол. Повторяя «Топ-топ-топ», мать добивается, чтобы ребенок сам имитировал бег на месте (10-12 раз).

Упражнение 4. Поворот со спины на живот. Мать просит ребенка, привлекая игрушкой, самостоятельно перевернуться несколько раз со спины на живот.

Упражнение 5. Вставание на ноги из положения лежа на животе. Малыш встает на ноги, держась за кольца, находящиеся в руках матери.

Упражнение 8. Активные наклоны и выпрямления туловища в положении стоя. Мать ставит малыша на стол, прислоняет к себе спиной, у его ног кладет красивую и удобную для захватывания игрушку. Колени ребенка левой рукой прижимает к себе, правой поддерживает его под живот и предлагает ему достать игрушку и выпрямиться (2-3 раза).

Упражнение 7. Присаживание. Мать кладет малыша на спину, легонько придавливает руками ноги ребенка ниже коленных суставов к столу и предлагает ему сесть (2-3 раза). Упражнение способствует укреплению мускулатуры брюшного пресса, спины, развитию подвижности позвоночника и тазобедренных суставов.
Упражнение 8. Сгибание и разгибание рук в положении сидя или стоя с не пользованием колец. Ребенок и мать держат в руках кольца, при помощи которых производится попеременное сгибание и разгибание рук в локтевых н плечевых суставах (6-8 раз). Упражнение способствует укреплению мышц плечевого пояса, сгибателей и разгибателей рук.

Упражнение 9. Активное приседание поддержке за руки или за кольца. Мать станет малыша на стол лицом к себе, придерживает слегка за кисти согнутых в локтях рук н предлагает присесть (2-3 раза). Когда малыш освоит это движение, ему предлагают выполнять его, держась за кольца или другой предмет, находящийся в руках матери. Это упражнение способствует укреплению мускулатуры ног, туловища, плечевого пояса, рук.

Упражнение 10. Присаживание из положения лежа на спине при потягивании за находящиеся в руках ребенка кольца (палочку).

Упражнение 11. «Мост» (для детей 7-12 месяцев). Мать кладет малыша на спину, обхватывает левой рукой сверху стопы ребенка, медленно сгибает его ноги под прямым углом и упирает ступни в стол. После этого она подводит правую кисть снизу под поясничную область малыша н осторожно прогибает его туловище вверх- вперед. Малыш при этом активно прогибается, опираясь на затылок и стопы (1-2 раза). Упражнение способствует укреплению мускулатуры туловища, шеи и ног.
Общая продолжительность выполнения всех упражнений комплекса V 8 — 10 минут.
Можно использовать и другие упражнения, опубликованные в специальных брошюрах или в журнале «Здоровье». Но нельзя изобретать собственные или брать для грудных детей физкультурные комплексы, разработанные для ребят старшего возраста. Такие гимнастические эксперименты могут причинить малышу непоправимый вред.