Пришла ко мне на прием мама второклассника Игоря. Что случилось? Делая дома уроки, Игорь стал нервничать из-за того, что ничего не выходит с математикой. Вечером попыталась помочь сыну. И тут случилось следующее. В классе учитель задал на дом уравнение. Дети записывали его в тетрадь, а далее отсчитывали столько строчек, сколько действий нужно совершить, чтобы получить правильный ответ. Оказывается, Игорь, с уравнением справился, но меньшим количеством действий. И тут же усомнился, правильно ли решил задачу. Попытки родителей переубедить мальчика привели к конфликту и нервному срыву.

Конечно, учитель на уроке перед тем, как дать задание на дом, мог бы сказать, что не всегда задача имеет один вариант решения, и было бы даже хорошо, если бы каждый пытался найти несколько вариантов и потом рассказал о них на уроке. Но, допустим, этого не было сделано.

Попытаемся представить, каковы тут возможные действия родителей.

  • Можно вообще не помогать ребенку в такой ситуации, а отослать его к учителю: мол, ничего страшного, что не решил уравнение, наверное, оно трудное или ты чего-то еще не успел, поэтому завтра попроси учителя после уроков объяснить тебе, в чем твоя ошибка.

Но вряд ли это лучший способ. С одной стороны, падает авторитет родителей, которые отказываются (а значит, не могут?) решить уравнение для второго класса. С другой стороны, в этом возрасте дети, бывает, еще боятся сами подойти к учителю, попросить помощи. Наконец, действуя так, родители как бы отстраняют себя от школы, подчеркивая, что учебные проблемы должны там и решаться.

  • Второй вариант: постараться убедить ребенка, что необязательно решать уравнение только так, как записано на уроке, что каждая задача решается несколькими способами, и даже очень хорошо, когда человек умеет решать любые задачи разными способами. Такой подход в общем, приемлем, если при этом не противопоставлять себя учителю: мол, вот учитель этого не знает, а мы знаем.
  • А вот один из вариантов, который дает, по мнению психолога, наилучший результат. Видя, что у ребенка не получается требуемое решение, папа или мама проявляют желание помочь или говорят, что самим интересно стало, как же решить эту задачу, и поэтому они тоже хотят попробовать. Объединившись, родители, или один из них, ищут нужный вариант решения. Если они его находят, то помогают ребенку, задавая наводящие вопросы, предлагая похожие примеры, самостоятельно прийти к нужному варианту. После этого желательно показать ребенку, как взрослый решил задачу, и объяснить, почему именно так он действовал. Уместно посоветовать ребенку до урока спросить у учителя, а можно ли было решать уравнение по-другому, с меньшим или большим количеством действий. Целесообразно родителям обсудить ситуацию с учителем.

Если родители так и не находят нужного решения, они говорят, что, к сожалению, их в свое время так не учили, программа была другая и т. п. При этом полезно подчеркнуть, что любой учащийся чему-нибудь человек обязательно совершает какие-то ошибки, не все сразу получается, понимается.

Наверно, можно поступить и каким-то иным образом. Вы знаете, каким? Будем рады, если вы нам об этом напишите.


Виктор Пахальян, кандидат психологических наук