O первоначальном воспитании детей говорено много; и все же мы то и дело задаемся вопросом: «Почему наши дети вырастают инертными? О чем бы с ребенком сейчас ни заговорил взрослый, он слышит в ответ: «А это я знаю. Это я по телевизору видел». Но когда стараешься выяснить, а что же он понял из показанного или услышанного, то упираешься в стену непонимания. Зачем что-то выяснять? Я же видел и слышал, что это есть Зачем искать ответ на вопрос: почему?

Уже двадцать с лишним лет я работаю учителем. Работал в школе, сейчас в техникуме. И за последние годы особенно заметно развитие безразличия у детей.

По-моему, корни инертности ребенка — в самом раннем детстве. И начинается все с игры и игрушек.

А как развивается при игре мозг ребенка? Чем дольше ребенок играет с игрушкой, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Но фактор времени играет огромнейшую роль и в распознавании качества предмета, в данном случае, игрушки. Вот двух-трехлетние (и даже более раннего возраста) получают игрушки: погремушки, зайчиков, медвежат, пусть даже простые кубики. Пусть ребенок абсолютно не знает, что кубик имеет форму куба. Это для него поначалу и не важно. Но он знает форму своей игрушки, трогает, ощупывает и даже облизывает ее. Узнает ее свойства: форму, твердость, вкус, тяжесть. Дитя держит эту единственную игрушку очень долго, пока нервы и мозг не устают передавать и воспринимать один и тот же образ. Пройдет некоторое время, и ребенок возьмет ту же самую игрушку — и вновь будет ее созерцать, отыскивая все новые и новые ее качества. И чем чаще он видит знакомый свой кубик, тем глубже изучает его и тем больше впечатлений остается от старой, знакомой игрушки. Рано или поздно наступает время, когда ребенок уже ничего нового не находит во внешности игрушки. Тогда он начинает играть с нею — превращая ее в дом, в коляску, в автомобиль (для него не имеет значения, что у игрушки нет колес), в кроватку и во что угодно еще. Фантазии ребенка нет пределов! И все это с одной и той же игрушкой. Если в это время взрослые подскажут цвет игрушки, относительную ее величину, подскажут фактор тяжести, то для трехлетнего больше и не нужно. И у ребенка на всю жизнь останется впечатление от данной игрушки. У него будет заложена способность размышлять — находить в давно знакомой вещи все новое и новое. Появится на всю жизнь желание размышлять об очевидном и находить то, что для других скрыто обыденностью вещей.

А представим, что ребенку одновременно дали три игрушки. Его мозг сразу «рассредоточивается» на столько же центров внимания. Он хватает лошадку, но взгляд его уже блуждает по ярко раскрашенной кукле, а мозг уже планирует, во что можно превратить коробку. Все предметы одновременно посылают в мозг сигналы одинаковой силы.

Там, где сломанную игрушку не так скоро заменяют новой, ребенок долгое время с удовольствием играет и старой, сломанной игрушкой. И находит в этом прелесть, которую не понять взрослым. Часто дети старую, ломаную игрушку предпочитают новой. Но это только в том случае, если ребенок воспитан правильно, без излишеств. К сожалению, в такой ситуации родители считают за честь приобрести новую игрушку. Время у нас такое, что ребенку стараются давать все новое и новое. И вот он не приобретает способности сосредотачиваться на чем-то одном, не привыкает отыскивать новое в хорошо известном, приспосабливать вещь к своим желаниям.

Обыкновенная палочка с вырезанной головкой лошади может служить игрушкой на целые дни. А когда-то и простая хворостина была чудесной игрушкой — её ребёнок видел в виде прекраснейшего скакуна…

Так что стоит родителям подумать, прежде чем покупать игрушку ребенку. Опасно, когда у ребенка их целый ящик, целый угол, а то и целая комната.

A. Рыжиков, учитель